И спрашивается, при чем здесь Андрей Ермак?
Сейчас стало известно сразу несколько телевизионных сериалов, показ которых запланирован на конец декабря этого года. Пока общество поразило то, что финансирование авторы получили из госбюджета и оно, мягко говоря, не отличается скромностью, пишет на «Детектор медиа» Лена Чиченина (перевод опубликовал Цензор.НЕТ).
Она отметила: «На сайте Prozorro постепенно начала появляться информация о выделении государственных денег на производство сериалов, которые будут транслироваться по телеканалам «Дом» и «FreeДом». Суммы потрясающие. На «Санаторий «Незабудка» выделили почти 10 миллионов гривен, а на «ПГТ Ингулец» — целых 33 млн. Последний будет снимать компания Юрия Горбунова «Прототип продакшн».
Нардеп Владимир Арьев в своем сообщении на фейсбуке предположил, что в одном из героев может угадываться президент ФК «Ингулец» и популярный медиа-персонаж Александр Поворознюк:
«Конечно, потом этот сериал, снятый за ваши средства, будет еще и на коломойском 1+1. Потому что есть интересная деталь. Есть сильное подозрение, что главным героем будет любимец коломойского телевидения, владелец ФК «Ингулец», аграрий Александр Поворознюк. Тот самый, который материт все вокруг, кроме Зеленского, которого он любит. Это, конечно, предположение, но после сериала «Слуга народа» ничему не удивлюсь. Народу втулят новый образ — малограмотного, агрессивного, болтливого невежды. И народ за это теперь заплатит из своего кармана».
Между тем нардеп Николай Княжицкий узнал, что сериалов, получивших государственное финансирование, значительно больше — 53. Просто информация о них еще не появилась на Prozorro. Николай напомнил, что 3 мая государственное предприятие «Мультимедийная платформа иновещания Украины» объявило конкурс телевизионных фильмов и сериалов, победителей которого будут показывать на телеканале «Дом».
Княжицкий пишет, что поговорил с несколькими продюсерами и узнал синопсис, например бурно обсуждаемого «Санатория «Незабудка». Военный узнает, что выехавшая в Швецию жена хочет с ним расстаться. Чтобы этого не допустить, он берет отпуск и уезжает к границе, чтобы с ним встретиться. Останавливается в «Незабудке», где видит популярные типажи украинцев, например, волонтер или депутат, который пытается выехать за границу вместе с женой. Там главный герой должен пройти процесс определенной трансформации и исцеления.
Также Николай Княжицкий рассказал, что министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко пообещал предоставить синопсисы и других проектов и уверяет, что все они патриотические. И сказал, что государство должно поддерживать украинский контент, чтобы зрителей снова не потянуло смотреть российское. Ок. Но, по мнению Княжицкого, есть один нюанс:
«Для поддержки украинского кинопроизводства в свое время было создано Госкино, которое через прозрачную систему питчингов должно было поддерживать украинских кинопроизводителей. Я лично выступал категорически против того, чтобы Госкино выводили из сферы управления Министерства культуры и информационной политики. Но это сделано. Именно Госкино должно было объявлять прозрачные конкурсы для такого производства. Чем сейчас занимается Госкино, кроме разрушения «Довженко-Центра», скорее всего, ради манипуляций с его недвижимостью, не известно.
При чем здесь Министерство культуры? А ни при чем. Конкурс объявило почему-то иновещание, хотя сериалы делаются для украинской аудитории. Всё просто. Под маркой иновещания власти финансируют общеукраинский государственный пропагандистский телеканал «Дом», на который и тратят бюджетные средства. Это, как раз, безнравственно и антидемократически».
Кстати, намного раньше о победителях конкурса писала кастинг-директор Алла Самойленко. Это сообщение стало резонансным, поскольку автор дополнила список своими комментариями. Об этом — чуть позже.
Ну а между тем мы ждем, когда на Prozorro выложат информацию обо всех проектах, выигравших этот конкурс. В общей сложности на них выделили 400 миллионов гривен. Напомню также, что некоторые новогодние фильмы продюсеры собрались снимать и без государственной поддержки. Например, тот же Юрий Горбунов полгода назад объявил, что работает над фильмом «Похороны Путина», и даже выпустил трейлер. По сюжету к герою Алексея Арестовича приходят гости и поют песни типа:
Солнце уже за окном садится,
а мы громко все вопием.
Отдохнули, сделали вдох:
Путин сдох, Путин сдох, Путин сдох!
Это будет комедия-караоке. А финансировать ее предлагалось украинцам донатами.
Но вернемся к патриотическим сериалам и поразмышляем, предательство это или победа. С одной стороны, идея имеет смысл, ведь мы очень много говорим о защите нашего культурно-информационного пространства, постоянно жалуемся, что часть украинцев все еще смотрит российский продукт, и так далее. Просто запреты никогда не повлияют на ситуацию – нужно предлагать свое. Украинцы должны иметь возможность пересматривать доступным образом истории о самих себе — без этого никак.
Но. Этот конкурс был проведён совершенно непрозрачно. Кто был в отборочной комиссии, по каким критериям оценивали проекты, почему эти фильмы и сериалы стали победителями? Всю правду мы не знаем. Между тем, в списке есть сразу несколько проектов компании «Мейнстрим пикчерз», руководитель которой — председатель Совета по государственной поддержке кино Артем Колюбаев. Он же партнер в кинобизнесе главы ОП Андрея Ермака, о котором коллеги из BIHUS.info в свое время проводили расследование.
Или «Гуд Монинг Дистрибьюшн», в фильмах которой сопродюсером был тот же Колюбаев: «Правило боя» (здесь в списке продюсером еще и Ермак), «Круты 1918», «Я работаю на кладбище». Также интересна победительница ФЛП Поставна Т. И. с проектом «ДНК города». ФЛП занимался розничной торговлей из лотков и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями. На сайте You Control статус физического лица-предпринимателя значится как «приостановленный».
«Артформс продакшн Украина», под руководством бывшей жены Александра Ткаченко – Татьяны Гнедаш. Здесь должна на секунду остановиться и отметить, что Татьяна в свое время написала сценарий к, на мой взгляд, самому гнусному украинскому (точнее украинско-российскому) сериалу «Капитанша». По сюжету несовершеннолетнюю девушку насилует пьяный капитан, она беременеет, он узнает и предлагает ей жениться. В сериале этот поступок трактуется как благородный, потому что герой «отвечает за свои поступки». В течение первого сезона главная героиня должна быть благодарна за то, что ее не бросили, и доказывать всем, что она вышла замуж не из-за денег, как это подозревают близкие капитана. О том, что ответственность за такие поступки — это тюремное заключение, в сериале, конечно, речь даже не идет.
Кадр из сериала «Капитанша»
Но перейдем ко второму пункту. Качество. К объявленному конкурсу невозможно было хорошо подготовиться, все происходило очень быстро. И уже сейчас мы видим, что фильмы и сериалы следует сдать до конца года. То есть торопливо написать сценарий и так же снимать, монтировать и так далее. Между качеством и скоростью ставка сделана именно на вторую.
Третье. В описании обнародованных проектов мы видим достаточно большие суммы. Раньше средней стоимостью одного эпизода нашего телемыла были 25-30 тысяч долларов. Здесь же мы видим бюджеты в 40 и более тысяч за серию. Можно предположить, что условия конкурса предусматривают производство более приличного контента, но на это нужно больше времени, поэтому смотрите предыдущий пункт.
Ну и последнее и, по-моему, самое главное. Мы имеем катастрофическую (без преувеличения) ситуацию с кинопозиционированием за границей. Имею в виду участие наших режиссеров в разных кинофестивалях, которое, конечно, не ограничивается только показом. Это представление страны еще и на разных выступлениях, в интервью, где авторы могут в очень широкую аудиторию защищать национальные интересы. Однако производство кино сейчас фактически поставлено на паузу, и уже очень скоро на кинофестивале просто не с чем будет ездить. Госкино практически отстранилось от выполнения своих обязанностей и действительно самое активное из их действий — нападки на «Довженко-Центр». Глава Марина Кудерчук не была замечена на больших кинособытиях за процессом налаживания связей с иностранцами.
В то же время кинематографисты постоянно сетуют, что с невероятными усилиями выбивают разрешение на пересечение границы. Хотя именно они взяли на себя функцию Госкино и проводят активную деятельность за рубежом. Между тем, россияне лишь наращивают свое влияние. Они активно ездят на события, договариваются о покупке фильмов, работают над тем, чтобы войти в партнерство с мировыми производителями. И, конечно, убеждают собеседников в своих идеологических соображениях типа «это война только Путина» и «русская культура ни в чем не виновата».
Вне всякого сомнения, это влияние будет только нарастать. А наше – только уменьшаться. Один из самых нелепых моментов — многие иностранные организации искренне хотят помочь нашим киношникам деньгами. Они могут это сделать в формате копродукции — дадут средства, если то же самое сделает и наше государство. Но на это у государства денег нет, поэтому благосклонные к нам люди не могут помочь, несмотря на желание. Не абсурд ли?
Ну и, конечно, речь не только о культурной дипломатии, которая не может быть достаточно эффективной при таких условиях. Речь идет о развитии кино в целом, потому что мы имеем незаурядные достижения. За эти годы многие талантливые люди успели «набить руку» и сейчас показывают замечательные результаты. Они должны работать, развиваться дальше и формировать все более крепкую школу, чтобы фраза «украинская новая волна» звучала вполне серьезно. Это могло произойти, но, похоже, процесс остановился. Многие связывают это, в частности, и с продолжающимся еще с тех пор конфликтом между киносообществом и Мариной Кудерчук, когда ее довольно непонятным образом избрали главой Госкино. Да и из многочисленных примеров мы видим, что нынешняя власть больше тяготеет к поддержке телевизионного продукта, а к кино, особенно авторскому или документальному, относится весьма скептически. Последствия для культуры, честно говоря, не хочется и представлять.
Лена Чиченина, «Детектор медиа»
Content retrieved from: https://crime-ua.com/node/30835.